24/3/08

Митрополиту Антонию

[Митрополит Антоний Блум]



Автор: Эндрю Уолкер


Этот некролог, первоначально опубликованный в газете ‘The Independent’ 9 Августа 2003 года приведен ниже с предварительного любезного разрешения газеты.



Митрополит Антоний Сурожский, старейший епископ Русской Православной Патриаршей Церкви, а также глава Русской Церкви в Великобритании и Ирландии был самым влиятельным голосов Православной традиции на Британских островах.

Будучи харизматической личностью с ощутимo высоким уровнем духовности, его принимали скорее за старца (святого человека, обладающего высокой степенью проницательности и мудрости), нежели просто епископом, ответственным за административные вопросы и пастырское попечение епархии. С его запоминающейся внешностью и прекрасным английским языком, причем скорее со французским, чем с русским акцентом, он был прекрасным оратором. Митрополит Антоний обладал легендарными способностями общения с аудиторией. Он никогда ничего не записывал, и не зависимо от того, проповедовал ли он в Русском Кафедральном Соборе на Ennismore Gardens в Лондоне, вёл ли дискуссию о Христианстве с группой студентов, духовно ли наставлял кого-либо, он всегда проявлял особую глубину своей личности и безграничную веру.


Кроме того, он обладал способностью обезоруживать. Его беседа на канале Би-Би-Си в 1970 году с атеисткой Марганитой Ласки достаточно запомнилась тем, с каким уважением он отнёсся к ее интеллектуальной открытости, а также его собственным несомненным шармом. Но еще более запомнилось его остроумие, интеллектуальная прочность и его нетрадиционные доводы. Он не пытался оправдывать свою веру, например, он сказал Ласки, что он знает, что Бог существует, и его привело в крайнее недоумение, как она ухитрилась этого не знать. Этот неожиданный поворот в разговоре был для него типичным, и это обезоружило Ласки.


Отличительными чертами его руководства в течение 50 лет пребывания в Великобритании были пастырская интуиция, острая проницательность духовного руководителя, его миролюбивая миссионерская позиция. Он был рад видеть в Церкви всех – будь то русский, африканец или местный британец. И не смотря на то, что он сам был категорически против прозелитизма, он тем самым привлекал к Православной вере сотни иноверцев-англичан на протяжении многих лет. И, что наиболее важно, он неизгладимо запечатлел духовность и богословие Православной традиции в Британском религиозном сознании, повлияв на жизни многих тысяч людей как через личные контакты, так и через свои письма, и, в первую очередь, через молитву. На высоте своей славы Джеральд Пристланд, известный религиозный корреспондент Би-Би-Си, назвал Митрополита Антония «самым сильным Христианским голосом страны».


У Митрополита Антония были определенные сильные антипатии и склонности. Не смотря на его существенный вклад в сотрудничество сo Всемирным Советoм Церквей в Дели в 1961 году, у него была так называемая, «аллергия» на институционное экуменическое движение. Также, в то время как он относился с глубоким уважением к отдельным католикам, у него не было особого энтузиазма к Римо-Католичеству. Напротив, у него были теплые чувства к Протестантской религии. В начале 1980-х годов он выразил просьбу о встрече с Протестантским Альянсом и по приезду ошеломил их, как говорят на протестантском жаргоне, «принесением своего личного свидетельства». Он рассказал им, что когда он был подростком и жил во Франции, будучи убежденным атеистом, он читал Евангелие от Святого Апостола Марка, сидя в своей комнате, и почувствовал чье-то явное присутствие, и был убежден, что это был сам Христос.


Эта удивительная история обращения к вере подчёркивает живой подход Митрополита Антония к вере. В интервью, опубликованном в 1988 году, он сказал: «Я ничего не знаю o языке абстракции. То, что мы (православные) говорим о Христе, основано на личном опыте». В то время, как многие повесили на него ярлык мистика, он сторонился этого звания и предпочитал говорить о Христианстве языком аскетизма и познания. Он по-настоящему верил, что Восточное Православие – это простейший путь к вере. Сочетание простоты в его собственной жизни (он был абсолютно равнодушен к деньгам и церковным «ателье мод») и его пламенная преданность Евангелию были источниками его духовности. Он однажды сказал, что он никогда в своей жизни не проповедовал Русское Православие, а только Христа.


Этот Христианин для всех Христиан был тем не менее сильно привязан к России. В Советские времена его выступления по Радио Би-Би-Си, а также его книги и проповеди глубоко проникли в Русскую культуру и с гордостью были приняты в качестве подлинного голоса «Святой Руси». Когда он лично посетил Советский Союз, он был окружен восторженной публикой, которая с нетерпением хотела его услышать и просто посмотреть на него. Авторитет личности Митрополита Антония среди людей Советской России был еще более значимым фактом того, что он остался верным Патриархату, но сохранял полную политическую независимость. Эта уникальная позиция епархии в Русской Диаспоре была опорой практической политики Митрополита в Советские годы.


Конец Советской империи в начале 90-х годов открыл новую страницу в его взаимоотношениях с Россией. Сo снижением ограничений въезда и выезда из страны, установленным Борисом Ельциным, большое количество эмигрантов нашли свой путь ко дверям Владыки. Он принял их в свои раскрытые объятья и посвятил последние несколько лет своей жизни усердно работая над тем, чтобы выходцы из бывшего Советского Союза почувствовали себя комфортно в Сурожской епархии.


Одной из любимых цитат Митрополита Антония был афоризм Ницше о том, что хаос дает рождение звезде, эта цитата может вполне охарактеризовать его собственную жизнь. Андрей Блум (его имя в миру) родился в Лозанне в Швейцарии в 1914 году. Его отец был русским имперским дипломатом голландского происхождения, а мать была сестрой-полукровкой композитора-модерниста Александра Скрябина (а также была родственницей Вячеслава Молотова). Не смотря на то, что он восторгался своим отцом, они никогда не были по-настоящему близки. Его мать, напротив, оказывала доминирующее влияние на его жизнь вплоть до своей смерти на сороковом году жизни, уже полностью укоренившись в Великобритании.


Маленький Андрей не застал катастрофических событий 1917 года, так как в то время проживал со своими родителями в Персии. После всяческих приключений и испытаний они в конце концов переехали жить в Париж. Будучи эмигрантом-беженцем, он пережил много негативного: его родители жили двумя разными жизнями, а он сам был жертвой издевательств в школе. Затем последовала драматическая перемена, но это обращение сначала было не в священство, а в медицину. Первоначально он учился в Сорбонне, а затем во Французском Медицинском Корпусе в то время, как разразилась война.


Во время немецкой оккупации он работал врачом, но вступил в сопротивление. Он принёс тайныe монашеские обеты и был пострижен в монахи в 1943 году, приняв имя Антония, в честь основателя монашества. А затем, совершенно неожиданно, он был посвящен в священники в 1948 году и приехал в Лондон для пастырского окормления в своем подавляющем большинстве белых русских эмигрантов. Его подъем по лестнице духовных званий был достаточно стремительным. Он стал Епископом в 1957 году, Архиепископом в 1962 году и исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе в 1963 году, и в 1966 году был возведен в сан Митрополита - самое высокое звание архиерея в Русской традиции (кроме Патриарха).


Но, как и большинство людей, обладающих настоящей харизмой, Митрополит Антоний был могущественной и таинственной фигурой. Будучи консервативным в вопросах богословия и политики, он, тем не менее, был абсолютно чужд дискриминации женщин вплоть до того, что даже осмелился оспаривать богословское правило об исключительности мужского священства. Персоналист во всех отношениях, он был вдохновенным провидцем, однако обладал слабой хваткой административных деталей и епархиальной стратегии. Хоть ему и нравилось быть хозяином ситуации, тем не менее идеологически он был всецело посвящён привлечению мирян и всегда говорил об иерархии, как о служении, нежели как о власти. Он доказывал это на практике, и организовал демократически избираемую Собрание и Совет по руководству делами Сурожской Епархии в Британии, который работал в сотрудничестве с ним и действует до настоящего времени.


Однако, харизматические лидеры, были бы они святыми, или крупными учёными, стареют, и неизбежно их суждение замедляется по мере убывания здоровья и энергии. К концу жизни Митрополита Антония на его плечи было возложено много того, что уже было ему просто не под силу, и люди ждали от него слишком многого. Но одно остаётся ясным: он однажды сказал, что никто не может повернуться к вечности, если не увидит в глазах или лице хоть одного человека сияние вечной жизни. Митрополит Антоний не был совершенен, как, может быть, будут утверждать агиографы, но он сиял.


Андрей Борисович Блум, родился в Лозанне, Швейцарии, 19 Июня 1914 г., пострижен в монахи в 1943 г. с именем Антоний, рукоположен в священники в 1948 г., в 1948 г. был священником Русской Православной Церкви в Париже. 1948-50 гг. – священник Содружества Св. Мч. Албания и Преп. Сергия, Лондон. 1950-2003 гг.: настоятель Русской Православной Церкви в Лондоне. Назначен игуменом в 1953 г., архимандритом в 1956 г., епископом Сергиевским в 1957-62 гг.. Был архиепископом Сурожской Епархии и главой Русской Православной Патриархальной Церкви в Великобритании и Ирландии 1962-2003 г.г., Митрополитом Сурожский в 1966-2003 гг., Экзархом Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе в 1963-74 гг. Скончался 4 Августа 2003 г.


[Nota: puede leer la versión inglesa de esta semblanza de la persona y la figura del metropolitano Anthony Bloom -realizada con motivo de su fallecimiento en el año 2003- en su fuente original: el sitio web oficial de la Diócesis de Sourozh]

No hay comentarios: